Какие инструменты применимы в науке?
Начальник отдела планирования, исследования и контроля ВНИИНМ Александр Пономаренко поделился своим опытом применения стандартных инструментов оптимизации потоков через устранение потерь.
Сотрудники ВНИИНМ применили визуальное управление и картирование, сократили время протекания процессов изготовления и исследования образцов на 30 % за счет выделения проблемных зон и устранения потерь. Так, создание одного образца с оптимальной толщиной слоя карбида кремния методом газофазного осаждения занимало 80 часов. Сотрудники ВНИИНМ разработали и сделали новую оснастку изделия, теперь в печь можно загружать не один образец, как раньше, а до восьми за раз. Это повысило производительность труда на участке более чем в два раза.
Александр Пономаренко рассказал о японском методе «Цветок лотоса». Суть в том, что при работе с основной темой нужно придумать и проанализировать несколько подтем — «лепестки» вокруг ядра. Так можно систематизировать информацию, структурировать цели от больших к меньшим.
Эффективный инструмент — пирамида научных проблем. В основании располагаются решения и наработки, которые в наибольшей степени помогают в достижении цели. Далее по высоте выставляются другие решения. Так они ранжируются от основных к дополняющим.
Необходимо расширять «насмотренность» — визуальный опыт. Изучать профильную литературу, наработки коллег, структурировать эту информацию. Вот недавно инженеры Honda скопировали строение лопаток авиационных двигателей для конструкции турбины мотора болида «Формулы‑1» и увеличили мощность двигателя на 30 лошадиных сил. Они пришли к этому решению, изучив опыт другой отрасли. Вывод: настоящий инноватор постоянно расширяет кругозор и не ограничивает области своих компетенций.
Для «Точмаша» сотрудники смоделировали процессы литья для изготовления изделий разной конфигурации из полимерных материалов, что уже принесло экономический эффект 307 тыс. рублей — за счет сокращения цикла разработки.
Для популяризации ПСР среди научных сотрудников с 2018 года ВНИИНМ реализовывает ежегодные кампании, в основном при помощи электронного журнала «Научная организация труда».